Марина Шалимо: «Белорусские селебрити носят обувь Studio Sutoria»

Если из имен стоящих белорусских дизайнеров одежды на сегодняшний день можно составить хоть и небольшой, но список, то жаждущих заполучить дизайнерскую пару обуви made in Belarus, да еще и созданную по личному эскизу клиента, все дороги вот уже более 20 лет ведут в Studio Sutoria. Однако краткий экскурс в сколько-нибудь значимые модные события ушедшего года позволяет с уверенностью констатировать: бренд уверенно набирает высоту и не собирается почивать на лаврах. Продолжая держать руку на пульсе родной fashion-индустрии, PRET-A-PORTAL встретился с главным обувным гуру страны – основательницей и руководителем «Студии Сутория» Мариной Шалимо – и обстоятельно расспросил ее о знаменательных проектах, столичных обувных реалиях и новых коллекциях, которые уже очень скоро будут украшать нашу ленту в Instagram. Марина Шалимо: «Белорусские селебрити носят обувь Studio Sutoria»

- За минувший год «Сутория» из довольно закрытой студии, специализирующейся на пошиве обуви по индивидуальным заказам, превратилась в действительно модный бренд. Лодочки из коллеции «Must have» мелькали в множестве фэшн-съемок, на показах, неоднократно были замечены на модных девушках, и это только видимая верхушка айсберга. Чего ждать аудитории от Studio Sutoria в 2015 году?

- На самом деле мы всегда были довольно-таки модным заведением и не испытывали недостатка в клиентах, скорее наоборот: иногда очередь доходила до трех с половиной месяцев. Так что, как видите, в узком кругу мы уже были достаточно известны. Но время идет, современные реалии требуют расширения компании и привлечения новых клиентов. И хотя мы весьма тесно сотрудничали с модельерами так называемой старой школы – Еленой Цоколенко, Ольгой Самощенко, Иваном Айплатовым, – не хотелось отставать от времени: вот почему было решено включиться в работу с молодыми дизайнерами и таким образом знакомить молодежь с нашей компанией. Марина Шалимо: «Белорусские селебрити носят обувь Studio Sutoria»

На фото: Studio Sutoria for Tsokalenko

Поэтому было принято решение активизировать так называемую публичную деятельность, что и было сделано: мы создали коллекцию «Must have», которая сразу громко заявила о себе. Лодочки получились очень удачные, и их вполне можно заявлять как наш знаковый продукт. Следовательно, мы будем продолжать выпускать эту модель, однако она будет пребывать в постоянной трансформации, чтобы не наскучить покупателям. Так что все не будут ходить в одинаковой обуви, словно солдаты, нет: это будут разные туфли, но всё тот же «Must have». Марина Шалимо: «Белорусские селебрити носят обувь Studio Sutoria»

 - Один из важных локальных трендов – это выход белорусских дизайнерских брендов из тени (или полутени) навстречу целевой аудитории, и Studio Sutoria – не исключение: вскоре отрывается магазин в одном из самых популярных ТЦ столицы. Сложно ли было решиться на этот шаг, какие ожидания вы связываете с магазином, что там будет представлено и будет ли возможность индивидуальных заказов там?

 - На самом деле здесь нам очень помог кризис. Мы и раньше хотели попасть в этот торговый центр, однако свободные места отсутствовали, а становиться частью какой-либо менее популярной торговой площадки желания не было. В кризис же стали закрываться магазины, и мы получили возможность обосноваться на четвертом этаже. Кто-то назовет этот этаж не самым проходным: там расположены Prime Hall, каток, кинотеатр, множество кафе, и многие просто не подозревают о том, что на четвертом этаже есть какие-то бутики. Но для нас это, наоборот, является плюсом, поскольку так нам удалось не смешаться с масс-маркетом и оставить за собой некоторую закрытость и элитарность, характерные для Studio Sutoria. Марина Шалимо: «Белорусские селебрити носят обувь Studio Sutoria»

На функционирование в рамках этого торгового центра возлагаются довольно большие ожидания, поскольку, когда мы проводили опрос среди нашей клиентской базы, а это более 18 000 человек, многие выказали желание видеть нас ближе к центру. Но так как перевести производство технологически невозможно, то в ТЦ «Замок» мы перевозим только шоу-рум, где планируем со временем обучить специалистов по продажам принимать индивидуальные заказы.

- Как нам стало известно (и это без преувеличение сенсационная новость!) вы привлекли к сотрудничеству дизайнера обуви из Италии – родины, пожалуй, самого изысканного обувного дизайна. Расскажите, пожалуйста, об этом сотрудничестве.

- Для нас это своего рода эксперимент, и пока еще очень сложно предположить, к чему это приведет, однако сотрудничество с Sergio Bracalente, одним из ведущих дизайнеров Loriblu, вне всякого сомнения, является для нас совершенно потрясающим опытом. Сержио – дизайнер от Бога, он каждый день открывает для нас новую грань своего таланта, но по причине языкового барьера взаимодействовать с ним довольно трудно: он не говорит по-русски, а мы не знаем итальянского. Однако, несмотря на сложности, кое-что интересное уже выкристаллизовывается. Мне кажется, что довольно скоро все заметят наш рывок и те изменения, которые привнесет это сотрудничество. Думаю, что в конечном итоге нам удастся всех удивить. Марина Шалимо: «Белорусские селебрити носят обувь Studio Sutoria»

На фото: дизайнер Sergio Bracalente в магазине Studio Sutoria демонстрирует обувь из новой коллекции.

 - Расскажите о новой коллекции Studio Sutoria.

 - Насколько эстрадному артисту сложно перепеть самую популярную из своих песен, настолько нам в Studio Sutoria проблематично удивить всех после невероятного успеха модели «Must have». Я бы хотела, чтобы по нашим творениям было видно авторство Studio Sutoria, но в то же время это не было бы бесконечным повторением одного и того же, ведь дизайнер должен расти над своими творениями. Поэтому в новой коллекции будет не более семи пар одного вида, и каждый раз это будут совершенно новые семь пар.

Как я уже говорила, предположить, что у нас получится, пока еще сложно, однако мне кажется, что благодаря мастерству нашего итальянского коллеги стоит ожидать абсолютную феерию вкуса, удобную и очень элегантную обувь. Не хочется раскрывать все карты, но я думаю, что нам удастся если не выйти на новый уровень, то уж точно достичь планки, поставленной нашими лодочками.
Марина Шалимо: «Белорусские селебрити носят обувь Studio Sutoria»

- Когда зарождалось само понятие дизайна и дизайнера, это предполагало большую долю эксклюзивности. Сейчас же в абсолютно одинаковой обуви того или иного модного дома ходят тысячи, если не сотни тысяч. То есть об индивидуальности уже не может быть и речи. Studio Sutoria же по-прежнему придерживается индивидуального подхода. Какие это дает возможности и какие накладывает ограничения?

- Основное ограничение заключено в эксклюзивности: поскольку наша обувь не конвейерная и производство не автоматизировано, мы изготавливаем ограниченное количество пар. И это, конечно же, сказывается на себестоимости готовой продукции. Ну а основным преимуществом является индивидуальность. Сейчас ведь мы все совершенно одинаковые: одни и те же айфоны и прочие гаджеты… А ведь человек всегда хотел подчеркнуть свою индивидуальность, обувь же – как раз тот аксессуар, который эту индивидуальность подчеркивает всегда. Благодаря масс-маркет брендам, позволяющим создать интересный и вместе с тем недорогой наряд, сейчас уже очень сложно удивить кого-то одеждой. В обуви же всегда видно, дешевая она или нет. Обувь - это то, что делает весь образ. Марина Шалимо: «Белорусские селебрити носят обувь Studio Sutoria»

- Дизайнерская обувь, созданная в Беларуси. Еще недавно это казалось оксюмороном, теперь очевидно, что это реальность. Через какие тернии вам приходится пробираться к звездам?

- На самом деле обувной дизайн в Беларуси был, и в узком модном кругу мы были достаточно известны: те же Цоколенко, Самощенко и Айплатов с давних пор сотрудничали с нами. Марина Шалимо: «Белорусские селебрити носят обувь Studio Sutoria» Марина Шалимо: «Белорусские селебрити носят обувь Studio Sutoria»

На фото: Studio Sutoria for Aiplatov, SS 2014

Но мы всегда были очень маленьким предприятием: большую часть времени количество сотрудников не превышало 20 человек. И нам вполне хватало своих клиентов, поэтому мы не уделяли внимания рекламе и продвижению. О нас мало кто слышал: в Studio Sutoria обувался своего рода избранный круг почитателей, который особенно о нас не распространялся, дабы не удлинить очередь с трех с половиной месяцев до полугода. Потом время заставило нас расти, и массы стали узнавать о белорусском дизайне обуви. Однако мы все еще производим очень мало обуви – около 100 пар в месяц, - так что, хотя мы и расширяем сейчас этот наш круг избранных, обувь Studio Sutoria остается эксклюзивным продуктом, не слишком доступным для массового потребителя.

Однако пробиваться нам до сих пор довольно трудно. Ведь ценители дизайна, модные личности, те же зарубежные клиенты, которых у нас тоже много – все они понимают уникальность ручной работы. Но основного потребителя в Беларуси терзает брендозависимость. И это, конечно, очень неприятно, когда люди обращают внимание лишь на какую-то этикетку, а не ценят душу в обуви. А ведь обувь, сделанная вручную, это душа: каждая пара сделана с каким-то особым настроением. И это то, чего не даст конвейерная пара, ни один бренд сейчас не может этим похвастаться.

- Студия работает уже более 20 лет. Можете ли вы вспомнить самый необычный дизайн, который хотел воплотить в жизнь индивидуальный заказчик?

- Пожалуй, самым необычным был дизайн Вероники Каллаур. Какое-то время мы поддерживали молодых белорусских дизайнеров, и для их проектов изготавливали обувь бесплатно. Вероника пришла к нам именно тогда. Будучи очень хорошим иллюстратором, она отправила свои эскизы в итальянский VOGUE, и журнал пригласил ее на конкурс. Для этого проводимого VOGUE Italia конкурса мы на голом энтузиазме создали пару по ее эскизу. Это был сапог в виде куриной ноги. На платформу заходили куриные когти, каждый из которых был вышит и пришит отдельно. Это было очень трудоемкий процесс, но результат того стоил: издалека все выглядело как человек на куриных лапах. Девушку печатали в VOGUE, но конкурс она, к сожалению, не выиграла. Однако даже само участие в нем очень и очень лестно. Приятно сознавать, что в Беларуси есть такие самородки. Марина Шалимо: «Белорусские селебрити носят обувь Studio Sutoria»

С кем из дизайнеров вы уже сотрудничали, создавая обувь к коллекциям? Какие коллаборации запомнились более всего? И к коллекции какого бренда одежды вы бы мечтали создать обувь?

- Коллаборация в чистом виде у нас была только одна, с Апти Езиевым. Тогда мы действительно подпитывались какими-то идеями друг друга. В основном же мы делали совместные с дизайнерами заказы, и это быть может нельзя назвать таким модным сейчас словом «коллаборация». Мне очень нравится декорированная пуговицами коллекция Ольги Самощенко, для которой мы делали сапоги из сукна. Голенища этих сапог Ольга полностью расшила разноцветными пуговицами. Получились совершенно бесподобная, нарядная и очень красивая коллекция, которую еще никому не удалось превзойти.

11089181 806217882796985 1147925450 n

Еще один интересный опыт – сотрудничество с Иваном Айплатовым для Comedy Club, когда он отвечал за саму коллекцию, а мы, естественно, за обувь. Очень понравился итоговый результат совершенно случайного сотрудничества с Ириной Бойтик, когда мы буквально за пару дней до показа предложили ей наши «Must have». Зная Ирину много лет и зная ее приверженность к монохрому, я понимала, что наши туфли вольются в коллекцию. Что и получилось: обувь выглядит так, словно специально создана для этой коллекции. От этого сотрудничества выиграла и Ирина, и мы, еще раз громко заявив о себе. Марина Шалимо: «Белорусские селебрити носят обувь Studio Sutoria»

На фото: показ коллекции BOITSIK SS 2015. Обувь Studio Sutoria.

Так или иначе, все коллекции были по-своему интересны, и выделить что-то одно, наверное, нельзя. Но, конечно же, Цоколенко, Самощенко, Айплатов, Коршак - это те знаковые фигуры, с которыми было приятно и интересно сотрудничать, а результат хоть и был не всегда предсказуем, но неизменно радовал. Марина Шалимо: «Белорусские селебрити носят обувь Studio Sutoria»

На фото: показ Samoschenko на Russian Fashion Week SS 2008

- Вопрос, который наверняка задавали себе многие женщины: бывают ли удобными туфли на высоком каблуке и от чего это зависит?

- В стопе множество мышц и сухожилий, и как любые мышцы и сухожилия, они должны тренироваться. Если девочка в период формирования стопы влезла в кеды и ходила в них до 23-х лет, она никогда не сможет носить высокий каблук, каким бы тот удобным ни был, потому что ее мышцы не натренированы. Поэтому если женщина хочет носить каблуки, она должна понимать, что ногам необходима тренировка. Не может же человек безо всякой подготовки сесть на шпагат и чувствовать себя при этом комфортно. Почему многие считают, что с обувью все по-другому, я не знаю. Если стопа натренирована на разные высоты каблуков, в обуви на удобных колодках человек будет чувствовать себя комфортно. Если же нет – то чудес, как говорится, не бывает.

Марина Шалимо: «Белорусские селебрити носят обувь Studio Sutoria»

- Белорусский потребитель в основной массе настроен очень скептически по отношению к дизайнерским брендам made in Belarus. Как, по-вашему мнению, преодолеть этот барьер?

- Да простят меня любительницы брендов, зависимость от громких зарубежных имен – это следствие неуверенности в себе. Потому что самодостаточный человек, который уверен в своем вкусе, совершенно спокойно наденет белорусское. А человек закомплексованный выражает свою значимость брендами. Буквально вчера, например, мне рассказали про девушку, которая не признает белорусское. Но дело ведь даже не в белорусском, дело в голове этой девушки, ее неуверенности и закомплексованности, какой бы стильной, красивой и умной она ни была. Ведь нельзя кичиться иностранным, нужно признавать и свое, отечественное, и уметь гордиться тем, что мы делаем. Я не имею в виду только обувь, у нас есть и совершенно потрясающая одежда. Взгляните на Цоколенко, Самощенко – их уже все признали. И белорусы тоже начинают признавать. Но как они признают? Вот Самощенко стала одевать Эвелину Хромченко – и сразу все захотели ходить в Samoschenko. Та же Цоколенко известна в Москве и в Питере, и у нее очень много клиентов, которые могут себе позволить по-настоящему дорогие вещи вплоть до haute couture, однако они любят наших дизайнеров. Но у нас, чтобы тебя ценили, нужно или уехать, или умереть. И это очень плохо, это закомплексованность нации. Мы не умеем гордиться тем, что у нас есть. А ведь в Беларуси есть много чего хорошего, и не только в моде. Не знаю, как это можно перевоспитать, сделаем ли это мы, наши дизайнеры, удастся или нет преодолеть эту брендозависимость. Но нам определенно нужно учиться любить, понимать и принимать свое, и уходить от этого комплекса неполноценности забитой нации. Марина Шалимо: «Белорусские селебрити носят обувь Studio Sutoria»

Обувь для фильма В.Тодоровского «Стиляги» изготовили в Studio Sutoria

- Многие бренды в свое описание непременно вставляют список селебрити, которые носят (или даже разово были замечены в) их вещи. Наверняка такой список есть и у Сутории – тот же Александр Васильев носит ваши туфли. Кто те счастливчики, которые составляют компанию самому маэстро историку моды?

- Я – человек старой закалки, и хвастаться мне неудобно. Поэтому когда я поняла, что не всегда наши работы говорят сами за себя и нужно фотографировать своих клиентов, я выходила со своим примитивным фотоаппаратом, но сделать кадр так и не решалась. Мне было стыдно, неловко и неудобно. И в конечном итоге я запретила фотографировать клиентов всем сотрудникам. А знаменитых много, очень много. Наша обувь ходит по подиумам Парижа, Милана. Я не хочу об этом говорить, да и многое запрещено договорами, согласно которым мы не имеем права озвучивать фамилии своих клиентов. Быть может, когда-нибудь это станет известно. Но на данный момент пусть самым знаменитым будет Александр Васильев.

Однако одно могу сказать точно: белорусские селебрити носят нашу обувь. Это, кстати, и отличает селебрити – они чувствуют собственную значимость и не боятся носить белорусское. А люди, которые боятся, еще не достигли вершин. Марина Шалимо: «Белорусские селебрити носят обувь Studio Sutoria»

Обувь Studio Sutoria для фильма «Уланская баллада»

- Позволить себе обувь «с именем» могут не все, и даже вполне состоятельные люди не всегда хотят переплачивать за бренд. Какова адекватная стоимость качественной пары кожаных женских туфель?

- Стоит понимать, что бренд – это всегда адекватная цена. И покупка бренда всегда оправдана, если человек может себе это позволить. Ведь раскрутить бренд, сделать ему имя, два раза в год мелькать на мировых подиумах, да еще и в промежутках делать какие-то коллекции – все это стоит огромных денег и ничуть не меньших усилий. Современная fashion-индустрия – это непрерывная гонка: за модой, за стилем, за тем, чтобы оставаться в тренде, быть на слуху, поддерживать имидж на должном уровне… Быть великим постоянно – сложно. Конечно, это стоит того, стоит тех денег, это великие люди и великие бренды. И если эти бренды у тебя есть – то это здорово.

Но не нужно думать что цена – это уже показатель качества. Даже именитый бренд может оказаться не слишком качественным, однако тут следует иметь в виду, что обувь нужно носить по назначению. Ведь нельзя в гипюровом платье пойти в лес и потом удивляться, что оно порвалось. С обувью все точно так же. Если это модельная пара, то она рассчитана на выход. А повседневной обуви необходимо давать отдых, должно быть несколько сменных пар. Марина Шалимо: «Белорусские селебрити носят обувь Studio Sutoria» Марина Шалимо: «Белорусские селебрити носят обувь Studio Sutoria»

Повторюсь, не всегда деньги равно качество. А вот дешевое качественным точно не бывает. Ведь материалы, используемые в хорошей обуви, всегда достаточно дорогие. Поэтому обувь в духе «первая пара за 500 тысяч, вторая за полцены, третья в подарок» не может быть качественной по определению. К тому же нужно понимать, что носить дешевую обувь постоянно нельзя: искусственные материалы и неправильная колодка портят ноги.

- Что определяет высокую себестоимость дизайнерской обуви?

- На себестоимость пары влияет множество факторов: это и аренда, и огромная стоимость разнообразного вспомогательного оборудования, стоимость кожи, стоимость колодки… Ведь если дизайнер на одной колодке сделает лишь несколько пар, то в рамках массового производства это уже будут несколько тысяч пар, и цена такой же колодки на потоке просто растворится. Но, разумеется, в первую очередь необходимо понимать, что дизайнерская обувь – это ручная работа. И рентабельность такой обуви всегда довольно невысокая по причине того, что ручной труд характеризуется низкой производительностью. Поэтому это всегда дорого, но вместе с тем и всегда уникально. Марина Шалимо: «Белорусские селебрити носят обувь Studio Sutoria»

Обувь Studio Sutoria для фильма Н.Михалкова «Солнечный удар»

- Ходите ли вы в обувные магазины в Минске, и если да, то что можете сказать о представленном ассортименте и о стоимости?

- Обувные магазины Минска я предпочитаю не посещать, хотя среди них есть и весьма достойные: те же «Тандем» или «Сезоны». Но зачастую ассортимент даже достаточно известных столичных обувных магазинов составляет обычная массовая обувь, которая стоит очень дорого для нашего потребителя. Причем это обувь далеко не самого лучшего качества и часто просто неудобная. Ведь те колодки, которые учитывают анатомию стопы, очень дорогие, а масс-маркет, как правило, учитывает лишь модные направления, не особенно переживая за комфорт.

Еще одна неприятная особенность столичного обувного шопинга: хорошие бренды среднего ценового сегмента у нас временами превращают в премиум. Разумеется, это качественная обувь, но цена на нее неоправданно высока. В некоторых магазинах ценник превышает аналогичный итальянский в пять раз. Магазинов же, которые по-настоящему продают обувь премиум класса, в Минске всего несколько.

Другая проблема – изобилие контрафакта. Я могу сказать, что около 70% якобы итальянской обуви, которая у нас продается – это подделка. Еще 20% составляет сток. Оставшиеся 10% - это магазины с грамотными байерами, которые действительно заботятся о привозе новых коллекций. Но такая обувь, опять-таки, очень дорогая.

- Если отойти от западных производителей и поговорить о нашей родной обувной промышленности, как вы ее оцениваете? Каковы сильные и слабые стороны обуви из Беларуси?

- Я очень хорошо отношусь к своим коллегам из массового производства, которым приходится работать в довольно сложных условиях. От наших фабрик масс-маркета хотят, чтобы они делали натурально, качественно, модно и дешево, а ведь так не бывает. Смена ассортимента колодок, перенастройка оборудования на новые модели, - все это весьма ощутимо отражается на стоимости. К тому же, качественные обувные комплектующие в основной своей массе все-таки до сих пор являются импортными, и их использование также автоматически увеличит конечную стоимость пары.

А ведь многие руководители наших обувных предприятий – это настоящие фанаты обуви, люди, которые любят обувь, которые хотят создавать что-то красивое. Однако необходимость удерживать установленную ценовую планку вынуждает их покупать заготовки в Китае.

Сложностей добавляет и двухлетняя гарантия на производственный дефект, которая совершенно не учитывает процент износа обуви, условия и процесс носки... Фабрики жалуются на переполненные склады возврата, поскольку многие не совсем адекватные покупатели бессовестно пользуются этой лазейкой. Выходит, что с одной стороны наше государство защищает потребителей, являющихся гражданами Республики Беларусь, но с другой – страдают такие же граждане, работающие на обувных предприятиях.

Поэтому в сложившейся ситуации я «за» наши предприятия, и как бы плохо о них ни писали в Интернете, нужно понимать, что это наши люди, которые не печатают деньги, а исправно платят налоги и работают на ВВП страны.

Марина Шалимо: «Белорусские селебрити носят обувь Studio Sutoria»Марина Шалимо: «Белорусские селебрити носят обувь Studio Sutoria»На фото: обувь Studio Sutoria для фильма «Легенда 17»

 - Какие задачи-максимум вы ставите перед брендом Студия Сутория? Есть ли планы выхода на международный рынок?

- Стать известными в космическом масштабе. У нас уже есть план по захвату мира. И это не шутка.

Беседовала Александра ФЕДОРОВИЧ

 

Расскажи друзьям