Парфюмер Владислав Рекунов: «Женщина, которая пользуется ароматом, уже летает, она с крыльями»

Аромат - это «второе дыхание» человека, способное подчеркнуть индивидуальность своего обладателя, став необходимой составляющей имиджа. Эта истина рождалась в веках, отражаясь в мифах и легендах Древнего Египта, Греции и Рима, историях о великих людях разных эпох, но как никогда актуальна именно сейчас.

Аромат в силах помочь каждому из нас заявить о себе, как о неординарной личности с присущими только ей тайными желаниями и слабостями, в силах заставить обратить на себя все внимание окружающих… или только того, кто необходим в данный момент. Он подобен волшебству, которое рождает невидимое ароматное облако, а парфюмер – тому самому магу или алхимику, который его создает, вернее, колдует над ним.

Поэтому встреча с Владиславом Рекуновым, парфюмером и директором белорусской Ассоциации производителей парфюмерии и косметики, с самого начала настраивала на атмосферу сказочности и волшебства, прикосновения к чему-то очень древнему и современному одновременно. Тем более, она проходила в его собственной мастерской, где воссоздана аура французских будуаров с приятной легкой музыкой, философскими беседами и невероятными ароматами.

Парфюмер – очень редкая профессия. Как получилось, что Вы выбрали именно ее?

Как и все лучшее, что происходит в жизни каждого из нас, – совершенно случайно! Мой старт в мире парфюмерии был связан с торговой деятельностью по оптовым поставкам и продажам ароматов. Но через некоторое время это стало казаться мне обыденным, хотя сама сфера парфюмерии не отпускала. Вот тут и настала пора поиска себя и собственного дела, которое было бы связано с душевностью, а не только получением определенных материальных выгод. Происходило очень много проб, создавалась Ассоциация, но вот уже 7 лет я работаю над парфюмерными композициями – и это самое зажигательное из всего, что было сделано.

Сейчас моя работа – это ещё и способ познания жизни. Философы считают, что каждый из нас своим путем идет к этим знаниям: кто-то – через науку, кто-то – через единоборства, а кто-то – через запах. Так вышло и со мной, ведь духи – это не просто флакон с ароматной жидкостью, это целая жизнь.

Пирамида любого аромата расскажет о многом: первая нота (цитрус) связана с нашей динамичностью, движением вперед, вторая нота (сердце) – букетностью, внутренним состоянием, а третья (база) - с нашей основой, жизненной мудростью. Получается, что аромат – это целая материя.

Где можно научиться этому искусству и где его можно продолжать совершенствовать?

Существует несколько вариантов овладения этим мастерством. Первый, и наиболее сложный, через официальный институт, который располагается во Франции. Туда ежегодно набирают группу слушателей в 20 человек. Естественно, обучение дорогостоящее и достаточно продолжительное.

Второй вариант, который я и использовал, - это практическое обучение при парфюмерных фабриках, где находятся лаборатории и непосредственно создаются ароматы. Плюс такого обучения – это его практическая направленность, ведь именно здесь происходит знакомство с техникой изготовления и основными рабочими компонентами. Ну и, конечно, большую роль играют советы от опытных коллег-учителей, для меня таковым стала знаменитая София Гройсман.

Что значит для Вас парфюм? И какова его роль в жизни женщины?

Для меня аромат похож на матрицу, через которую происходит считывание информации о человеке. Вспомните, как мы говорили о его структуре, схожей с жизнью, и все сразу станет на свои места.

Для женщин же – это продолжение собственного образа, амулет, который оберегает, охраняет и создает ауру комфорта и счастья. Великая Коко говорила: «Аромат играет не последнюю роль в образе женщины. И те женщины, которые им не пользуются – очень самоуверенны».

Уместно здесь вспомнить историю самого слова «духИ», которое у нас пишется одинаково со словом «дУхи». А глагол «душиться» имеет общий корень со словом «душа». Поэтому, женщина, которая пользуется ароматом, уже летает, она с крыльями.

Для Вас, как профи, ближе классика или современные тенденции в парфюмерии?

Современной парфюмерией управляют деньги, и теперь это не сфера искусства, а место работы успешных маркетологов, которые делают запрос на то, что нужно здесь и сейчас покупателю, на то, что будет востребовано и успешно продано.

Еще одна специфика современного модного мира – это неожиданные способы самовыражения личности: от картин, рисованных в стиле разбрызгивания красок, до мужских танцев на каблуках. Мне не всегда такие вещи кажутся гармоничными.

Нечто подобное можно увидеть и в парфюмерии. Так, нишевая парфюмерия – это мода и демонстрация своих умений, где могут быть использованы экстремальные, очень экстремальные запахи (пыль, пластик, гниение). Но, так или иначе, какие-то оттенки из них впоследствии могут быть использованы в классических букетах.

А если такой экстрим будет пожеланием клиента, Вы согласитесь на подобные эксперименты?

Конечно, были случаи, когда художник в силу обстоятельств отказывался писать портрет. Но с ароматами можно найти точку соприкосновения и мастера и заказчика. Признаюсь, что работа с такими пожеланиями всегда непредсказуема, но и интересна, как в случае с парфюмом «Маргинал» Бонда и Рыбакина. Он изначально позиционировался как очень экстремальный вариант.

Еще одной тенденцией, является растущий интерес к ароматам-унисекс. Вы ее поддерживаете или отвергаете?

По-моему, деление на мужские и женские ароматы – это чисто маркетинговый ход, ведь сама по себе мужская парфюмерия возникла только в 60-е годы прошлого столетия. Конечно, есть откровенно женские ароматы, где солирует одна цветочная нота, или мужские, где доминируют шипр и влажный лес. Но 90 % всего представленного – это унисекс.

Вернемся к Вашему парфюмерному творчеству. Сложно ли было создать собственную лабораторию, а в особенности найти оборудование и компоненты?

Создание лаборатории – задача не самая сложная, но и не из легких. Здесь мастерская, шоу-рум, которую мы постоянно дорабатываем, доводим до ума уже год, но нужно еще время. Есть отдельное лабораторное помещение, которое так же ждет своего часа – полгода - год и все будет в идеальном состоянии.

Однако, этого абсолютно не чувствуется, здесь очень уютно, светло…И много-много баночек с загадочным содержимым!

Спасибо. Здесь представлены парфюмерные компоненты, которые можно потрогать, понюхать, оценить, выбрав свое. Все они дорогостоящие в полном смысле этого слова: ведь цена каждого из них обусловлена стоимостью получения компонента. Представьте себе, что из цветов, собранных сборщиком за час, изготавливается всего 1 грамм абсолютного масла. А 8000 цветков жасмина – это 750 кг цветков либо 1 кг абсолю. Закупка производится у определённых дилеров: их немного и они работают со всеми крупными парфюмерными фабриками.

Так с чего же начинается работа с парфюмом на заказ? (Возможно, это изучение внутреннего мира заказчика: разговор, его пожелания или это самостоятельное видение образа того, кто пришел к Вам)

Создание образа аромата и самого аромата – это чисто человеческая беседа, в которой самое важное быть внимательным, уметь слушать. Нужно научиться понимать внутренний мир человека: кто он, с чем работает, чем занят по жизни. Следующий этап связан с тестированием на компьютере, которое помогает определить парфюмерное семейство. Затем мы анализируем психопортрет заказчика и вместе с ним слушаем очень много запахов, выбирая наиболее комфортные и близкие.

После создаётся несколько образцов композиций, один из которых будет в какой-то мере удовлетворять заказчика. Вот его и будем развивать далее, создавая еще варианты. Конечно, редактировать аромат под пожелания заказчика можно бесконечно, но нужно ли это – вот вопрос. Очень важно прочувствовать, что же он желает на самом деле!

Насколько длительный процесс – создание парфюма?

Все зависит от вдохновения! У каждого художника это происходит по-разному, но лично для меня все лучшее происходит в экстремальных условиях: если завтра уже нужно. Тогда включается внутренний двигатель, который заставляет тебя работать и днем и ночью…вернее, творить.

Но после этого парфюмерная композиция должна созреть, выстоять, пожить. И парфюмер должен быть убежден, что полученные варианты можно смело показывать.

Индивидуальный аромат – это уже редкость и произведение искусства, но во что он будет заключен? И насколько важно для Вас эстетическое оформление флакона?

Визуал несомненно важен, ведь приятная картина всегда радует глаз. Вот перед вами выставлены варианты флаконов (из прозрачного стекла, украшенный цветком-брошью, он помещен в роскошный бархатный мешочек). Это прекрасно, когда женщина ставит его на туалетный столик, берет с собой в путешествие, и он постоянно радует ее глаз.

Но все должно быть без фанатизма, как говорил один мой учитель. В том числе и оформление и содержимое. Вспомните знаменитый флакон духов Шанель№5 - простота востребована до сих пор.

Многие ли смогут позволить себе такую истинную роскошь – собственный аромат?

Я живу в Беларуси, и моя работа должна быть доступна ее жителям. Но тут, конечно, вступает в силу трудоемкость работы и стоимость компонентов.

Самый простой вариант – это выбор аромата из представленной коллекции (более 30 готовых образцов, каждый из которых имеет полноценный букет). Здесь уже есть готовая палитра ароматов, которые можно отредактировать для Заказчика. Стоимость – примерно 3'000'000 руб Аромат, создаваемый с нуля, только для Вас – более сложная задача. Во-первых, он требует больше времени, а во-вторых – больше материалов. И сумму назвать тоже не просто, но в среднем 2-3 месяца работы обходятся в 10-20 млн.

Можно ли попытаться описать тех, кто обращается к Вам (пол, возраст, положение)?

Чаще обращаются женщины, но и мужчин, желающих эксклюзивный аромат, не мало. А если брать в целом, то все эти люди делятся на две категории: модники, которые чувствуют востребованность таких ароматов фэшн-миром, или зрелые люди, представители бизнеса, которые ценят и уважают качество и индивидуальный подход.

Это как в пошиве одежды – кто-то выбирает самый простой магазин, а кто-то – индивидуальный пошив. Вспомните фразу Ив Сен Лорана: «Самое лучшее платье женщины то, в котором мужчина видит лишь женщину, а не ее платье». Индивидуальный аромат соответствует образу, как и платье от-кутюр, но не все это понимают, считая такую прихоть - зря потраченными деньгами.

А какие у Вас планы на будущее?

Может быть, создать небольшой магазинчик, в такой вот будуарной атмосфере. Эдакая парфюмерная лавка, где можно пообщаться, все посмотреть и потрогать. Там будут представлены ароматы и косметические линии к ним. И покупатель будет знать, что над каждым флаконом, каждой баночкой потрудились, поколдовали, туда вложили не только отличные компоненты, но и энергетику с небольшим секретом!

В планах поэкспериментировать с бумагой, это ведь так романтично – надушенная бумага для писем или бумага с ароматом, например, «Pret-a-Portal».

Вы – создаете уникальные ароматы, а хотели бы поработать на крупные парфюмерные корпорации?

Парфюмерные компании – это то, от чего я ушел, это просто индустрия. Здесь вопрос стоит не в аромате, а в том, сколько флаконов будет продано завтра. Поэтому исчезает общение тет-а-тет, ощущение колдовства над каждым из них…

Но у Вас есть любимый серийный аромат?

Хороший вопрос! Я назову тот, с которого началось мое парфюмерное бдение - Angel от Thierry Mugler, им пользовалась моя первая любовь. Этот аромат - просто восторг, и я до сих пор могу узнать его сексуальные теплые и терпкие ноты среди сотни тысяч других. И это еще один показатель того, что аромат связан с нашими внутренними переживаниями, чувствами.

Вы могли бы приоткрыть нам самые распространённые парфюмерные заблуждения?

У нас довольно слабо развита парфюмерная культура: отсюда следуют зачастую неправильный подбор ароматов, неудовлетворенность клиента и появление заблуждений. И вот самые распространенные среди них:

1. Один парфюм на века. В течение жизни человек меняет свои предпочтения, в том числе и обонятельные. Обонятельные предпочтения – это своего рода продолжение внутреннего состояния человека, его ценностей. С возрастом они смещаются в сторону легкости, так как хочется уйти от того тяжкого груза ответственностей, набранных по долгой жизненной дороге.

2. Если человек не чувствует аромат, значит этот аромат самый подходящий для него. Возможно, это заблуждение берет корни от знаменитой фразы Лорана о женском платье и аромате. Но парфюм - это немного другое, это дар, который стоит ощущать на себе, получая удовольствие! А разве получишь удовольствие без чувств? Тут нужно просто правильно подбирать ноты аромата, которые должны не раздражать, а наоборот – волновать.

3. Ну и естественно вопрос копий и подделок. Покупать аромат стоит в магазине, где есть сертификаты качества, соблюдены условия хранения и указаны сроки годности и есть хотя минимальная уверенность в достоверности.

И последний вопрос, волнующий наших читателей – как правильно выбрать аромат?

Ориентируйтесь на ваше сердце, только оно поможет сделать правильный выбор! И еще – никогда не спешите. Нанесите аромат на кожу и погуляйте с ним на свежем воздухе, а еще лучше попробуйте его в разное время суток и в разных местах. Учитывайте то когда, где и для кого Вы будете его использовать.

Роже Дов любил повторять: «Выбор аромата сродни выбору любовника. Нужно провести с ним ночь, чтобы понять подходите ли Вы друг другу»

Беседовала Кристина ЛАСТОВСКАЯ.

Фото Алексей ИСАЧЕНКО.

Расскажи друзьям