В гостях у «Арки»

Салон дизайнерской одежды «Арка» открылся в Минске в конце 2006-го, когда в Беларуси еще не было своей недели моды, а все дизайнеры после выступлений и побед в конкурсах, казалось, уезжали за рубеж или растворялись среди предприятий отечественного легпрома. И до сих пор «Арка» остается если не единственным, то уж точно самым успешным среди подобных проектов страны. Каким критериям должна соответствовать дизайнерская одежда и что объединяет клиентов "Арки", а также о многом другом нам рассказала управляющий партнер салона Татьяна Венславович.

            Первый вопрос: почему именно эта концепция, этот формат – белорусские, украинские, российские дизайнеры?

Эта тема нам очень интересна. Когда мы только начинали этот проект (а в декабре ему исполнится 6 лет), на рынке не было представлено ничего подобного, и нам захотелось создать красивую историю. Мы консультировались с коллегами из России и Украины, у которых были подобные салоны. Опыт россиян и украинцев показал, что уже на тот момент дизайнерская одежда была очень востребованной, и поэтому наша идея была реализована без особой боязни.

Конечно, если бы стоял вопрос исключительно о том, как заработать денег, надо было бы возить одежду из Китая или Франции, Италии. Знаете, как сейчас говорят, «французский Китай» –вот для заработка это было бы более оправданно. Но стоял вопрос создания чего-то идейного!

            По каким критериям вы отбираете одежду и аксессуары для своего салона? Каким требованиям они должны соответствовать? 

В первую очередь мы обращаем внимание на качество пошива, на ткани. В «Арке» более чем на 90% представлены натуральные ткани. Ну и естественно, идея. Все же это не подделки, а оригинальные, достойные вещи.

У нас нет такого требования, чтобы дизайнер был непременно именитым, хотя в итоге получается именно так, ведь только хорошему дизайнеру под силу выдать одновременно и идею и качество. Хорошие ткани, хорошие портнихи – это все очень дорого.

Коллекции белорусских дизайнеров продаются не только у нас в стране, они очень серьезно представлены в Украине и России, а это Питер, Москва, Екатеринбург. Кто-то может сшить 300 единиц, а кто-то – нет, и это уже вопрос не желания, а возможности. К примеру, может просто не хватать квалифицированных портних по шелку.

       А если к вам придет молодой дизайнер, который еще не успел сделать себе имя, засветиться на неделе моды или других мероприятиях, но представит нечто достойное, есть ли у него шанс?

Конечно, есть. Месяц назад мы запустили новый проект – Boom Room (магазин на 1-м этаже ТЦ Coolman), где покупателям предложат дизайнерскую одежду, украшения, сумочки, шляпки и предметы интерьера ручной работы. Его идея - создать постоянно действующий фэшн-маркет. Вот там представлены все те, кто хочет попробовать себя в качестве дизайнера, либо уже им является и хочет продаваться. Там есть одежда и белорусских, и украинских, и российских дизайнеров. Также вещи из «Арки», которые не проданы в сезон, отправятся в Boom Room, но уже со скидкой.

Есть также примеры, когда и в «Арке» мы давали шанс начинающим попробовать и почувствовать себя дизайнерами. Ведь одно дело шить что-то на заказ конкретного клиента, а совсем другое – придумывать и делать что-то для людей, ни о вкусах, ни о размерах которых ты ничего не знаешь! Это страшно. Надо вложить деньги, а ведь может и не получиться.

Так что молодым тоже открыта дорога. Если их одежда подходит «Арке» – милости просим.

          А чьи коллекции из представленных в салоне лучше продаются, кого чаще спрашивают покупатели? И, быть может, назовете тройку белорусских дизайнеров, которые являются фаворитами у клиентов?

Тройку назвать тяжело. Во-первых, есть сезонность: кто-то всегда делает удачные пальто, кто-то специализируется на платьях. Во-вторых, работы всех, кто у нас представлен, – Юлия Гилевич, Татьяна Маринич, Марина Давыдова, Лена Цоколенко, Иван Айплатов, Ирина Бойтик, Даша Самкович (хоть I am и российский бренд, мы считаем Дашу своей) – продаются хорошо, иначе мы бы с ними не сотрудничали.

Многие ориентируются на цены, на свои возможности, так что обозначить явного лидера сложно.

           Ваша целевая аудитория, ваши покупатели – кто они? Постоянные клиенты, целенаправленно выбирающие именно эту нишу, или случайные, покупающие вещи белорусских и российских дизайнеров вперемешку, скажем, с итальянскими брендами? Возрастная группа – люди постарше или молодежь? Род занятий – творческие люди или представители бизнеса?

Все эти категории присутствуют. В основном наши покупательницы – это барышни, начиная лет с 14 лет (сейчас у нас молодежь очень развитая, в юном возрасте они уже очень симпатично одеваются) и до, скажем, возраста моей мамы. Ей около 65, и она тоже с удовольствием для себя что-то подбирает. Но их всех объединяет понимание концепции, что такое дизайнерская одежда как таковая и чем она отличается от другой. Желание носить эту одежду, чувствовать себя в ней комфортно и есть то, что свойственно нашим клиентам. 

Еще один важный момент:  между дизайнером и покупателем нет цепочки посредников, есть только наш салон. И эта одежда несет особую энергетику, идею, созидание. Каждый дизайнер по-особому видит этот мир и выражает свои эмоции, свои мысли через создаваемую одежду. Кто-то вдохновляется высокими и худенькими и создает свои вещи для них, кто-то, как например Кирилл Гасилин, шьет одежду до 50-го размера. Кто-то, к примеру, Вадим Принцовский, создает интересные и очень стройнящие платья. И каждый дизайнер выражает себя через свои вещи. 

Наша одежда –для людей, которым приятно чувствовать эту идею, этот талант. Это ведь не обезличенные вещи, на которых написано «made in Italy», а кто и где это сделал – непонятно. И мне приятно понимать, что вот к этому платью приложил руку Александр Терехов, а к этому –Кирилл Гасилин, в этих вещах – их талант.

Одежду дизайнеров, в том числе белорусских – Лены Цоколенко, Ольги Самощенко – сейчас часто можно увидеть на звездах шоу-бизнеса, актерах, певцах. Ее знают, ее любят, ее носят.

В Минске пока проводится не очень много интересных мероприятий, больше клубного формата, нежели интеллектуального – я имею в виду презентации, выставки, биеннале, тем не менее девушкам, которые туда отправляются, очень важно знать, что вероятность встретить человека в такой же одежде минимальна. У нас, как правило, все изделия представлены в единственном экземпляре. В повседневной одежде – да, могут быть повторы, так, бренд Cyrille Gassiline в этом году представил довольно большую коллекцию. А вот вещи, предназначенные для выхода, чаще всего эксклюзивны, как например, белый комбинезон BOITSIK – он один, таких больше не будет.

Дизайнерская одежда способна на небольшие чудеса – поднять настроение, сделать красавицу еще краше!

Вы упомянули знаменитостей, а есть ли среди ваших клиентов белорусские селебрити?

Да, это люди шоу-бизнеса, кино, звезды эстрады, но называть их я бы не стала. Как-то в глянцевом журнале была известная девушка на обложке в платье из нашего салона, но почему-то написали, что платье известного итальянского бренда.

Но мы не против! Нам приятно видеть звезд (а их немало) в наших нарядах, даже если они и не хотят раскрывать секрет, где покупали эти наряды.

И мы не делим клиентов на звезд и не звезд, они нам все одинаково дороги!

           Есть ли среди покупателей иностранцы? Каково их мнение о наших дизайнерах? 

Если иностранцами считать россиян, то да, они покупают. Среди наших клиенток есть девушки, которые уехали жить за границу, некоторых судьба занесла достаточно далеко – Бахрейн, острова, кажется, Барбадос. Есть клиентка из Японии, она живет в Токио и всегда, приезжая, находит для себя интересные вещи в нашем салоне. В прошлом году у нас делали покупки жены хоккеистов из НХЛ.

Не могу сказать, что это массово, не все о нас знают, мы сейчас уже подумываем о сотрудничестве с туристическими агентствами, гостиницами.

         Изменились ли вкусы и предпочтения у публики за годы вашей работы? Стала ли дизайнерская одежда более востребованной? 

Изменились вкусы в общемировом масштабе, все более востребованной становится одежда «интеллектуальная». Мы проводили опросы среди мужчин, и оказалось, что им нравятся более закрытые платья, чуть ниже колена, из хорошего шелка. Они не хотят видеть все и сразу, они хотят угадывать.

Посмотрите на меня (Татьяна встает, демонстрирует светлую свободную блузку и темную с мелким цветочным принтом юбку длиной до середины икры– прим.авт.) – это Кирилл Гасилин. Я так не одевалась три года назад!

Мы стали одеваться более спокойно и функционально, в том числе из-за кризиса. Сейчас девушки стараются выбирать такую одежду, в которой можно пойти на работу, а потом, вечером, в кафе. В этом плане очень показательны москвички – они возят с собой смену обуви, маленький клатч, меняют пояс или добавляют украшение, и вот уже наряд на вечер готов. Такие же тенденции наблюдаются и у нас. В Минске девушки также предпочитают многофункциональную одежду – и в пир и в мир.

Еще один момент – в некоторых особо требовательных компаниях одно и то же платье не принято надевать чаще двух-трех раз. И девушки выбирают уже не, скажем, ярко-красное,  а что-то более нейтральное и спокойное.

           Каким образом вы открываете новые имена? Посещаете ли недели моды и другие мероприятия у нас и в соседних странах? Или же дизайнеры сами вас находят? 

Мы бываем на неделях моды, на фэшн-маркетах, может, не так часто, но в Беларуси о нас многие знают, у нас есть ресурс в интернете. Мы общаемся с коллегами в Украине, работаем с украинскими дизайнерами. 

Не назовете, с кем именно?

Например, Олена Дац – мы нашли ее сами, слышали о ней хорошие отзывы, а бренд «Черпак» пришел к нам от коллег. У нас на примете есть и другие украинские дизайнеры, с которыми с которыми хотелось бы поработать.

Со всеми дизайнерами мы поддерживаем обратную связь, они интересуются – нравятся ли их изделия клиентам, как пошли цветочки, как горошки. После показа коллекции кто-то ее хвалит, кто-то ругает, но истинным критерием являются продажи. Бывает и такое – коллекцию признают неудачной, а она продается. Модным критикам не понравилось, а клиенткам– наоборот.

Мы также ищем информацию о дизайнерах в интернете. Литовский дизайнер нашел нас сам – ему кто-то подсказал. Нам бы хотелось работать и с другими дизайнерами из Прибалтики и России.

           А на что в большей степени обращают внимание ваши покупатели – на имя, на качество или все же на внешний вид?

Я бы сказала – на свой внешний вид в нашем платье! (смеется).

Если серьезно, то на бренды не очень обращают внимание. Конечно, любят Терехова, Принцовского, спрашивают: «А что у него нового»?

Но при этом смотрят и на работы других дизайнеров, в том числе и в Boom Room, у молодых дизайнеров ведь тоже есть очень достойные вещи.

Выбирают также по цене. Например, Терехов – по определению очень дорогой дизайнер, одежду от которого не все могут себе позволить, но мы считаем, что он на данный момент – номер один в России, и хотим, чтобы он был у нас представлен. Иногда к нам приходят девушки, которые где-то слышали о нас или видели на других наши вещи, но они сами не знают, что им нужно. И тогда им помогают консультанты, они у нас очень хорошие, например, наш директор просто сканирует вас как рентген и сразу видит ваш размер, вашу гамму, какие цветочки вам пойдут, а какие – нет.

          Ну и самый последний вопрос: каковы ваши планы на будущее?

Мы бы очень хотели, чтобы больше молодых белорусских дизайнеров имели желание, волю, силы и возможность творить, чтобы наш Boom Room развивался и укреплялся в сознании покупателей и дизайнеров как модная площадка, где начинающие могли бы заявлять о себе, пробовали, экспериментировали, получали обратную связь. Этот проект ведь в самом начале своего пути, и у него большое будущее. Мы планируем в скором времени запустить блог этого проекта, который будут вести молодые журналисты.

По поводу «Арки»: как бренд на сегодняшний момент, я считаю, она уже сформировалась, и наше будущее напрямую связано с нашими клиентками. Нам бы хотелось, чтобы для всех, кого коснулся кризис, наступили более радостные и красивые времена.

Ну и конечно, наше будущее связано с новыми именами, будут еще дизайнеры из России, Украины, Литвы, даже из Америки, там есть замечательные дизайнеры из числа бывших наших соотечественников. Надеемся, удастся поработать с Машей Кежа, она делает потрясающие сумки – очень красивый логотип в виде лилии, хорошая дорогая кожа, у которой, знаете, такой особый запах, высочайшее качество пошива. Очень хотелось бы привезти ее работы к нам!

           От имени нашего портала хочу пожелать,чтобы все ваши планы сбылись, удачи вам! 

Беседовала Ольга ЖАДЕЕВА.

Фото автора, также в материале использовано фото Алексея Исаченко.

Расскажи друзьям

Комментарии  

 
+5 #2 Irina 30.06.2012 21:36
Спасибо большое за материал, очень интересно. Давно хотелось зайти в "Арку", теперь хочется еще больше )
Цитировать
 
 
+2 #1 Ilona 30.06.2012 13:33
C удовольствием загляну! Спасибо :-)
Цитировать