Школьная форма: взгляд белорусских дизайнеров

На предмет школьной формы широкая общественность дискутирует десятилетиями: одни утверждают, что она дисциплинирует, способствует сплоченности учащихся и устраняет проявления конкуренции и зависти; другие апеллируют тем, что унифицированная одежда по сути своей является орудием уравниловки и препятствием к выражению детьми своей индивидуальности.

Все те, чьи школьные годы, как и у меня, пришлись на 90-е, опробовали на себе обе крайности: и единую строгую форму времен СССР, и полную свободу после ее отмены. К выражению собственной индивидуальности ни учащиеся, ни их родители оказались не готовы: польские джинсы, турецкие свитера и полиэтиленовые пакеты для учебников вместо портфелей - именно так выглядела свободная форма, ставшая, по сути, всего лишь новой безликой униформой.

История показала, что школьная форма действительно нужна, в противном случае учебное заведение начинает смахивать на неблагополучные криминальные школы из американских фильмов. Но ассортимент в белорусских магазинах, несмотря на кажущееся разнообразие, едва ли может порадовать учащихся и способствовать повышению их лояльности к учебному процессу.

Есть ли свет в конце тоннеля и какой видят школьную форму те, кто создает моду в нашей стране – именно с этим вопросом мы обратились к белорусским дизайнерам, настоящим и будущим. Итак, их взгляд на проблему школьной формы – вашему вниманию.

Юлия Латушкина

Признаюсь честно, для меня вопрос школьной формы – это больная тема. Я просто ненавидела все эти блузочки, юбочки, именно поэтому и с той поры у меня почти нет фотографий. Мне очень не нравится всё, что выглядит очень чересчур официально, облегает, сковывает, не даёт нормально двигаться, а ведь дети очень активны!

Идеальный пример школьной формы для меня представлен в сериале «Мятежный дух». По сути, те же официальные цвета, но как они обыграли одежду! И вообще, я считаю, что формы в зарубежных колледжах в разы практичнее, красивее и удобнее.

Я вам скажу больше: если бы мне предложили поработать над созданием школьной формы, я бы с удовольствием поддержала эту инициативу!

Леор Гофман (LEORGOFMAN)

Я являюсь студентом Института современных знаний, и каждый дизайнер одежды на 4 курсе создаёт 3 коллекции: младшие школьники (дошкольники) - на выбор; средние школьники; тинейджеры.

Для многих это становится настоящим испытанием, т.к. за 4 года мы привыкаем одевать "взрослых" и даже не думаем о создании детских коллекций. Многие ребята делают школьную форму, но более адаптированную под жизнь, а не под "надуманные стандарты пиджаков для малышей".

Лично мне никогда не нравилось, когда меня в детстве заставляли носить пиджаки в школу. Запомните - это как минимум неудобно и смотрится по-идиотски!!! У многих это просто отбивает желание носить красивые деловые костюмы в дальнейшем во взрослой жизни.

Я хочу представить коллекцию "Гаучо" (это просто техническое название для преподавателей и источник инспирации, потому что я не очень люблю давать названия своим работам), которая предназначена для младших школьников - мальчиков и девочек начальных классов.

С этой коллекцией у меня связано не самое приятное воспоминание. После ее предпросмотра мне позвонила преподаватель по дизайн-проектированию костюма и заявила, что она такого не ожидала! Я прибежал в институт, преподавательница встретила меня с серьёзным и очень настороженным лицом.

-Поздравляю тебя, Гофман, - сказала она. -Теперь я понимаю, что не зря тебя учила. Садись, смотри.

Она показала на ноутбук. На экране появилась только что законченная прямая трансляция показа Givenchy.... Те, кто следит за творчеством этого модного дома, поймут, почему я расстроился.

После этого случая друзья начали в шутку называть меня креативным директором Givenchy. А мне, честно говоря, было очень обидно, что коллекция в итоге стала похожа на Burberry и Givenchy - меньше всего хочется, чтобы меня с кем-то сравнивали!

Наташа Цуран (NATASHA TSU RAN)

Безусловно, дизайн школьной формы для детей - это актуальная проблема. Проходя мимо вешалок в универмагах, волей-неволей замечаешь иссине-белые блузки и сорочки и мрачные юбки-сарафанчики, не отличающиеся ни вкусом, ни качеством.

Если бы мне предложили разработать школьную форму для одной из белорусских школ, я бы обратила внимание на качественные и практичные материалы, комплектность и взаимозаменяемость предметов формы, а также на ее цветовую гамму.

Деловой стиль в одежде вовсе не означает, что нужно облачаться в траур, есть и другие варианты цветовых решений, тем более, когда речь идёт о детях.

Помню, в школе нам запрещали приходить в джинсах и в одежде красного цвета, но я считаю это глупостью, вот достойный пример использования красного цвета:

Джинсы в сочетании с классической сорочкой могут быть отличной альтернативой уже надоевшей классической паре белый верх - черный низ:

Также удачным примером школьной формы я считаю японский вариант:

Таким образом, сложившуюся ситуацию со школьной формой я не считаю безальтернативной. Мы живем в эпоху высоких технологий, бешеного ритма жизни, где все меняется каждую секунду и первое впечатление, которое, как известно, составляется «по одежке», ценно, как никогда. Так почему мы не помогаем нашим детям стать современнее и успешнее уже на этом этапе их жизни?!

Ольга Кардаш (LUNION by Kardash Olga)

Моя карьера как дизайнера началась именно с коллекции школьной формы. Она называлась «Азбука сложения», создана в 2009 году, это первая коллекция, которую я сделала в материале. Она очень титулованная, многие меня узнали и запомнили именно благодаря этой коллекции: гран-при международного конкурса молодых дизайнеров «DзiKavaТа», лауреат «Мельницы моды» (Минск, 2009) и «Адмиралтейской иглы» (Санкт-Петербург, 2009), призёр фестивалей моды «COLIUKE-2009» (Литва) и «Блакiтная пралеска» (Минск, 2009). Благодаря ей я получила признание Европейских домов моды и школ, таких, как Weissensee School of art, Berlin, the Fashion School «Lette-Verein», Y-Dress / Modo Bruxelle, Swedish School of Textiles.

Эта творческая коллекция, сделанная мною на 2 курсе института, после показов в Минске, Литве и Швеции была распродана, кстати, не среди школьников - дамы до сих пор носят мои жакеты!

По поводу запуска ее в производство хочу отметить, что если рубашки, юбки и брюки можно отшивать массово, то жакеты слишком сложные, это авторская ручная работа, очень кропотливая, немыслимая в масштабах производства. Все воротники сшивались вручную, они складывались в технике оригами, ни одно производство не будет так заморачиваться. Пускай хотя бы сделают классический полуприлегающий костюм с хорошей посадкой!

Я выступаю за школьную форму, я сама большую часть школьной жизни пробыла в ней, но то, что висит в ГУМе и ЦУМе - это одно большое недоразумение! Было бы замечательно, если бы у каждой школы была своя единая форма с гербом и другими отличительными знаками, как это делается во всём цивилизованном мире!

Мне и моей сестре в школе говорили, что надо носить черную одежду, белую рубашку - якобы классический стиль! Как-то я даже разругалась с классной руководительницей своей сестры, которая понятия не имела, что такое классический стиль и сама одевалась далеко не так! Раз вы хотите классический стиль, так почему для начала не проведете лекции для преподавателей и не объясните им, что это такое?!

Загоровская Кристина
(студентка ИСЗ им. Широкова, будущий дизайнер)

Эта коллекция одежды под названием «London is the capital…» предназначена для детей младшего школьного возраста.

Источником инспирации для данной коллекции послужил Лондон 30-ых годов, его шарм, изысканность и утонченность. Такая одежда вполне может стать формой в любой школе или гимназии.

В школе дети проводят большую часть времени, так почему же это время должно быть омрачено серостью и обыденностью?! Школьная форма должна, безусловно, привносить некий порядок и дисциплинированность в повседневную жизнь детей, но это вовсе не означает, что она должна быть безвкусной и однообразной. Стиль – это наука, так где, как не в школе, ее изучать?

Вместо послесловия

Что же, проблема школьной формы имеет множество граней и нюансов, и нам ее решение видится в том, чтобы каждое учебное заведение имело свой фирменный стиль и в том числе свою особую форму, которая бы отражала профиль заведения, подчеркивала его направленность, способствовала бы гордости за свою alma mater. Также, безусловно, имеет смысл привлекать к ее разработке молодых дизайнеров, например, на основе тендера. Ну и конечно, очень важно учитывать интересы и вкусы непосредственной целевой аудитории, то есть детей, их возраст - форма и ее комплектность у младших, средних и старших школьников, понятное дело, должны отличаться, а также особенности непростого белорусского климата.

Подготовила Ольга ЖАДЕЕВА.

Расскажи друзьям