С BFW на Aliexpress,
или особенности отечественного дизайна против китайской подделки

Пока скептически настроенные соотечественники обвиняют белорусских дизайнеров в заимствовании идей с зарубежных подиумов, на виртуальных полках популярного онлайн-ритейлера Aliexpress по соседству с фейковыми Valentino и Dolce&Gabbana расположились наряды FUR GARDEN.

Казалось бы, ну что такого? Ведь крупные онлайн-ритейлеры вроде Aliexpress, Taobao и Ebay просто пестрят разного рода подделками брендовых вещей: от откровенно дешевых до весьма неплохих по качеству и практически неотличимых от баснословно дорогих оригиналов. Да и fashion-магнаты вроде Chanel, Valentino, Louis Vuitton, Christian Dior, Givenchy и Moschino терпят куда большие убытки от контрафакта, нежели дизайнер из Беларуси, не имеющий столь широкой известности в мировом масштабе.

Конечно, можно оправдать незнанием зачастую поверхностные и несправедливые умозаключения незнакомой с модным закулисьем Беларуси публики. Но когда очередной комментатор из Всемирной паутины ставит знак равенства между, казалось бы, внешне совершенно одинаковыми нарядами с Belarus Fashion Week и Aliexpress и присовокупляет к привычному «долой отечественное!» снисходительно-высокомерное «у китайцев то же самое можно купить намного дешевле», хочется поставить вопрос ребром. То же ли самое? Давайте разберемся.

Из чего складывается себестоимость дизайнерского платья? Во-первых, это материал. Хороший дизайнер использует качественную ткань, иногда с авторским принтом, что несет в себе дополнительные расходы на его нанесение. Отечественные дизайнеры, даже очень известные и популярные, не работают с размахом того же Dolce&Gabbana, в промышленных масштабах закупающего ткань у производителей и оттого пользующегося значительной скидкой. Чаще всего материалы для своей коллекции наш дизайнер приобретает точно так же, как и обычный покупатель: в магазинах тканей (чаще всего зарубежных) или через Интернет. Китайские же фабрики, специализирующиеся на подделке вещей известных брендов, также работают масштабно, что позволяет и им пользоваться скидкой на ткани, на которых они, к слову, и так уже безбожно сэкономили: материалы таких нарядов часто самые дешевые, стопроцентно синтетические, быстро теряют форму и первоначальный оттенок, обзаводятся катышками. С BFW на Aliexpress, или особенности отечественного дизайна против китайской подделки С BFW на Aliexpress, или особенности отечественного дизайна против китайской подделки С BFW на Aliexpress, или особенности отечественного дизайна против китайской подделки

Идем далее – оплата труда. Ни для кого уже, наверное, не секрет, что даже ведущие модные дома отшивают свои коллекции в том же Китае, Индии и прочих странах, позволяющих здорово сэкономить на заработной плате и как следствие многократно увеличить прибыль. Правда, условия труда (равно как и уровень его оплаты) таких рабочих бесконечно далеки от нормы, но разве это остановит очередного «сведущего» комментатора с Onliner или Tut.by, брызжущего псевдоправедным негодованием на белорусских дизайнеров с их «непомерно огромными» ценниками и призывающего всех по его примеру покупать китайские платьишки по 10$ за штуку?

Из оплаты труда зачастую вытекает другой очень важный момент – качество этого самого труда. Талантливо сконструированное изделие нигде не тянет, не топорщится и не собирается ненужными складками. Кроме того, хороший дизайнер никогда не отпустит клиентку, если платье на ней сидит не совсем так, как надо: наряд подгонят под все особенности фигуры. Вряд ли можно сказать то же самое о стандартизированных китайских лекалах: кривыми и перекошенными нарядами постоянных покупательниц недорогих платьишек из Поднебесной уже не удивишь. С BFW на Aliexpress, или особенности отечественного дизайна против китайской подделки С BFW на Aliexpress, или особенности отечественного дизайна против китайской подделки

Еще один значимый аспект – продвижение бренда. Навряд ли те же китайские умельцы узнали бы о существовании прекрасных платьев FUR GARDEN, если бы дизайнер бренда Юлия Гилевич не приняла участие в последней Неделе моды. Участие же в подобном мероприятии наряду с печатью бесчисленных приглашений, арендой шоурумов и съемкой лукбуков стоит денег. Причем денег не маленьких. Ведь для того, чтобы получить, к примеру, качественные фотоматериалы для лукбука одной коллекции нужен не просто человек с профессиональным фотоаппаратом и какая-нибудь симпатичная девочка с улицы (как зачастую думает обыватель), а по-настоящему талантливый фотограф, профессиональная модель, парикмахер, визажист, cтилист, а также студия с подходящим антуражем и реквизитом.

А ведь кроме всех этих расходов дизайнер должен платить налоги в государственный бюджет, а также соответствовать многочисленным требованиям отечественного законодательства. Что это за штука и с чем ее едят, поймут только те, кому хотя бы раз пришлось столкнуться с этой системой.

При этом никакой концерн LVMH не спонсирует отечественных кутюрье многомиллионными финансовыми дотациями и не декорирует подиум живыми розами по первому требованию, как в фильме «Диор и я». Все розы достаются дизайнерам за их собственные деньги, причем зачастую вместе с шипами. Ведь белорусский дизайнер – это не бездельник, спящий до обеда и под настроение неспешно отрисовывающий эскизы новой коллекции (как считает далекое от fashion-реалий большинство), но в 90% случаев еще «и чтец, и жнец, и на дуде игрец», воплощающий в себе все необходимые бренду должности и роли: от PR-менеджера до носильщика. С BFW на Aliexpress, или особенности отечественного дизайна против китайской подделки С BFW на Aliexpress, или особенности отечественного дизайна против китайской подделки С BFW на Aliexpress, или особенности отечественного дизайна против китайской подделки

Нет, конечно, дизайнер может попробовать отыскать себе спонсоров, но на данный момент это явно более чем проблематично, причем не только для отдельных модельеров и брендов, но и для масштабных резонансных проектов вроде Белорусской Недели моды.

Выходит, что в случае брендов made in Belarus все проблемы и расходы по созданию одежды ложатся на плечи одного-единственного человека – дизайнера, в то время как крупные фабрики made in China беззастенчиво пользуются результатами их труда: готовым выверенным дизайном, дорогостоящими фотосессиями и долгим вдумчивым продвижением. Неудивительно, что при таком раскладе вещица с китайским гражданством стоит намного дешевле, а выглядит на первый взгляд очень похоже. И еще менее удивительно, что это расстраивает дизайнеров. Особенно отечественных, ведь в их распоряжении нет ни гонораров с шестью нулями, ни целого штата суперпрофессиональных сотрудников, работающих на бренд.

Но оставим китайские фабрики строчить свой контрафакт: на сегодняшний день бороться с ними бесполезно, и это негласно признают даже крупнейшие Модные дома. Можно попытаться отыскать в сложившейся ситуации позитивные стороны. Так, в истории бренда FUR GARDEN есть случай, когда новую клиентку привел как раз Aliexpress: девушка заказала приглянувшееся платье в Беларусь, где сведущие в моде знакомые направили ее непосредственно к автору наряда. Да и сам факт того, что расположенные по соседству платья из последних коллекций Valentino и Dolce&Gabbana идут на порядок дешевле нарядов FUR GARDEN, вызывает некоторый подъем национальной гордости и выступает своеобразным комплиментом сложной филигранной работе Юлии Гилевич. С BFW на Aliexpress, или особенности отечественного дизайна против китайской подделки

Куда больше негодования вызывает ситуация, когда другие дизайнеры копируют вещи своих коллег. Казалось бы, профессиональная солидарность должна иметь место, но нет… Так, на своей странице в Инстаграм некая Лиза Муромская предлагает заказать у нее пошив платья из коллекции FUR GARDEN весна-лето 2015, причем громко позиционирует его как новинку своего бренда. Учитывая, что стоимость указана в белорусских рублях, можно с большой долей вероятности утверждать, что творит этот псевдодизайнер также на белорусских просторах. На этом фоне скромное московское ателье, все через тот же Инстаграм зазывающее к себе потенциальных заказчиц фотографией наряда BOITSIK FW 2013/14, возмущений уже почти не вызывает. По крайней мере, тут не встречаются претенциозные слова «новинка» и «дизайнер», а некоторая географическая удаленность от Минска позволяет (впрочем, как выяснилось, зря) предприимчивым владельцам ателье надеяться, что их не поймают за руку. С BFW на Aliexpress, или особенности отечественного дизайна против китайской подделки С BFW на Aliexpress, или особенности отечественного дизайна против китайской подделки С BFW на Aliexpress, или особенности отечественного дизайна против китайской подделки

Бороться с нечистоплотными работниками нитки и иголки зачастую лишь бесполезная трата времени, нервных клеток и душевных сил. Остается только пожелать. Юлии Гилевич, Ирине Бойтик и другим дизайнерам, удрученным подделками своих изделий, бесконечного терпения и способность воспринимать происходящее с юмором. Плагиатчикам – умения создавать свои собственные шедевры дизайнерского искусства. А нам, белорусским потребителям готового платья, - научиться, наконец, понимать и ценить отечественное, а не выписывать из-за границы поддельное счастье по сходной цене.

Текст Александра ФЕДОРОВИЧ.

Расскажи друзьям

Комментарии  

 
0 #1 Lera 24.10.2015 17:26
Это все хорошо, конечно...
Но нужно сказать и о другом:
как часто белорусские дизайнеры:
1. сами плагиатят
2. используют готовые выкройки из журналов "Бурда", "ШиК" и др.
3. Даже именитые белорусские дизайнеры шьют из самых дешовых китайских и корейских тканей, купленных в гуме и цуме. так что, зачастую, разница с китайцами - действительно, только в цене.
Цитировать