Лагерфельд: культ личности

Культовая личность, окруженная ореолом мифов и легенд, непревзойденная икона стиля, один из самых влиятельных и востребованных дизайнеров современности – все это он – Карл Великий, кайзер Карл или попросту Карл Лагерфельд. Это имя (вернее, образ его обладателя) известно даже людям весьма далеким от мира моды. Белоснежные напудренные волосы, собранные в хвост, черные очки, высокий воротник, кожаные перчатки и веер – вот обязательные атрибуты Лагерфельда, который стал таким же символом современной культуры, как работы Энди Уорхолла.

Интересы Карла так же многогранны и оригинальны, как и его образ. Он курирует модные дома Chanel и Fendi, не забывая о собственной демократичной линии Karl Lagerfeld, профессионально увлекается фотографией, сотрудничая в качестве фэшн-фотографа с известными глянцевыми журналами уровня Vogue, участвует в многочисленных рекламных кампаниях, самостоятельно снимая самые запоминающиеся из них – в том числе для Adidas и Coca-Cola Light.

Помимо этого Лагерфельд свободно владеет четырьмя языками, является профессором искусств, руководит издательством и художественной галереей и коллекционирует предметы антиквариата. Причем его страсть коллекционера распространяется как на предметы интерьера и редкие книги, так и на плееры iPod (коих у него более 100). Но именно книги Карл любит более всего – «У меня ни в кабинете, ни дома нет компьютера. Я книжный червь. Я люблю оставаться наедине с собой, изолироваться – думаю, слушаю музыку, фантазирую, читаю».

Можно бесконечно перечислять сферы деятельности и увлечения Карла Лагерфельда, но только цифры смогут наиболее точно передать его нечеловеческую работоспособность и неутомимость. Биографы и просто интересующиеся этой личностью подсчитали, что ежегодно он создает от 10 до 16 коллекций – это около 2500 моделей одежды в год и более 7 эскизов в день. Сам он признается, что спит не более четырех часов в день. «Я никогда не бываю удовлетворен своей работой и всегда думаю, что мог бы сделать больше. Я действительно так считаю».

Вдумываясь во все сказанное выше, начинаешь сомневаться: под силу ли такое простому человеку? Кто Вы, господин Карл?

О Карл о Карле: современная мифология

Вся жизнь Карла Лагерфельда – это череда легенд и мифов, часть которых создал он сам. Знакомясь с его биографией, Вы не найдете точной даты рождения: одни источники называют 10 сентября 1933 года, другие – 10 сентября 1938 года. Но это и не важно, ведь никто не знает точной даты рождения Зевса… Зато интересных фактов и историй на грани реальности и вымысла, высказываний о себе, от философско-этических до порой весьма эксцентричных, будет предостаточно. И многие из них уже стали афоризмами.

 

«Лучше иметь раздвоение личности, чем вообще не иметь личность» - часто говорит Карл. Этим он дает немало поводов для пересудов: одни критики утверждают, что мэтр слишком увлекся своей персоной и это напоминает почти болезненное нарциссическое состояние, другие подчёркивают уникальность сочетания Карла – человека и Карла – иконы. Сам же виновник лишь иронично подшучивает над таким интересом к себе. Чего стоит недавнее видео-интервью, в котором один Лагерфельд интересовался банальными и сложными одновременно подробностями жизни у другого Лагерфельда.

Джоан Смоллс для книги Карла Лагерфельда «The Little Black Jacket: CHANEL’s classic revisited by Karl Lagerfeld and Carine Roitfeld».

«Тело должно быть совершенным. Если оно таковым не является, сядьте на диету и покупайте вещи меньшего размера» - дает совет икона стиля. Причем совет, который он испробовал на себе! В 2000 году Карл похудел на 43 килограмма, и подтолкнуло его к этому желание носить узкие костюмы от Эди Слимана, работавшего на Dior. Правда это или вымысел, знает только он один.

«Если бы решил сняться в моем календаре, то стал бы Юпитером» - без всякой напыщенности произносит Карл. Однако продолжает далее – «хотя не буду обманывать: это бы не сработало. Я не считаю себя богом. И даже полубогом». А зря. В мире моды его называют «крестным отцом», слово которого может открыть все двери, а может погубить раз и навсегда. Именно Лагерфельду, а не Версаче принадлежат лавры открывателя топ-моделей, будь-то история с Клаудией Шиффер или любой богиней из календаря Pirelli 2011. К нему прислушиваются (а говорит Карл негромко), его копируют и побаиваются. Только ему могут простить критику в адрес представительниц монарших семей, политиков и самых ярких звезд Голливуда.

Милла Йовович для новой книги Карла Лагерфельда «The Little Black Jacket: CHANEL’s classic revisited by Karl Lagerfeld and Carine Roitfeld».

«Вот я дизайнер и тем счастлив» - признается Лагерфельд. Он с 14 лет влюблен в свою работу, и это чувство взаимно. Оно заставляет работать по двадцать часов в сутки, следить за собой, жить… «Ты должен заниматься тем, что делает тебя счастливым. Забудь о деньгах или других ловушках, которые принято считать успехом».

Chanel Couture Spring 2013.

О Карл о Карле: игра в правду

Но ведь есть же реальные факты из биографии Карла Лагерфельда, без налета мифичности и самоиронии, повлиявшие на столь оригинальное мироощущение и увлеченность искусством во всех его проявлениях. И сейчас мы попытаемся в них разобраться.

Про свое прошлое, в особенности детство, Карл говорит довольно резко: «Я хотел поскорее вырасти – детство казалось мне неприличным, где-то даже дебильным состоянием ума».

 

Большую роль в этом интересном прозрении сыграла мать Карла. Фрау Лагерфельд – настоящая аристократка, с чувством собственного достоинства и стиля. С одной стороны – человек замечательно образованный, разбирающийся в искусстве и моде, а с другой стороны – очень жесткий, с собственной системой ценностей и воспитания. «Я, к сожалению, слишком умна, чтобы вести с тобой беседы, так что дотягивайся до моего уровня как хочешь. И сказки на ночь выучись читать сам» - посоветовала она шестилетнему сыну. А на вопрос десятилетнего мальчика, что такое гомосексуализм, ответила весьма спокойно: «Да ничего особенного: некоторые рождаются блондинами, некоторые брюнетами, а некоторые — геями».

После этого цитаты самого Карла Лагерфельда кажутся весьма скромными. Но именно мать порекомендовала сыну заняться рисунком и подтолкнула к ранней самостоятельности.

Про восхождение на модный Олимп Лагерфельд тоже упоминает не часто: «Воспоминания о днях ушедшей юности наводят скуку. Я живу настоящим и нахожу его великолепным».

Chanel resort 2013.

Да, настоящее Карла великолепно, но и прошлое – предмет восхищения, зависти и подражания многих дизайнеров современности, зачастую абсолютно недостигаемое. Начать работу ассистентом самого Пьера Бальмана (Дом Balmain) – гуру от-кутюр, затем подписать контракт в качестве арт-директора с Домом Jean Patou, одновременно работая фрилансером с Домом Krizia – невероятный коммерческий успех! Кажется, побить такой рекорд в мире моды очень сложно, но Карл не останавливается на достигнутом и в 1963 году берет новые вершины, начиная сотрудничать одновременно с Chloe, Fendi, Charles Jourdan и Krizia.

Но, если быть честным, мало кто представляет Карла и его жизнь до и без Модного дома Chanel, а Модный дом Chanel без Карла… эта опасная связь началась в далеком 1982 году и длится до сих пор. С одной стороны ему удается воссоздавать дух Великой Мадмуазель от коллекции к коллекции, сохраняя уникальность и неповторимость Дома Шанель, а с другой – добавлять собственную изюминку, дух времени, коммерческий подход. О своем сотрудничестве с Chanel Карл Лагерфельд говорит так: «Обычно я или делаю все, что хочу, или вообще ничего не делаю. Это не всегда легко. Но я действую немного как профессиональный убийца – есть работа, которую я должен выполнить. Кому-то это может нравиться, кому-то нет. Хорошо, если со мной соглашаются. Если же не соглашаются, для меня это никакого значения не имеет».

Эрин Уоссон для календаря Пирелли-2011 авторства Карла Лагерфельда.

С этого момента он имеет право на ссоры с владельцами модных домов и Ивом Сент-Лораном лично (хотя есть мнение, что данная ссора связано с чувствами, а не работой), может назвать одежду Эмануэля Унгаро «какой-то дичью», наряды от Кристиана Лакруа «не многим лучше», а Азеддина Алайа – «недозволенным старомодником». .

Реклама коллекции Chanel Paris Bombay, 2012.

Но, если быть честным, мало кто представляет Карла и его жизнь до и без Модного дома Chanel, а Модный дом Chanel без Карла… эта опасная связь началась в далеком 1982 году и длится до сих пор. С одной стороны ему удается воссоздавать дух Великой Мадмуазель от коллекции к коллекции, сохраняя уникальность и неповторимость Дома Шанель, а с другой – добавлять собственную изюминку, дух времени, коммерческий подход. О своем сотрудничестве с Chanel Карл Лагерфельд говорит так: «Обычно я или делаю все, что хочу, или вообще ничего не делаю. Это не всегда легко. Но я действую немного как профессиональный убийца – есть работа, которую я должен выполнить. Кому-то это может нравиться, кому-то нет. Хорошо, если со мной соглашаются. Если же не соглашаются, для меня это никакого значения не имеет».

Сейчас господин Лагерфельд пробует себя в разных ракурсах: черно-белая фотография, иллюстрации к книгам и журналам, выпуск собственных фэшн-альбомов, создание ароматов, дизайн кукол, хрустальной посуды и даже настоящего острова моды.

 

«Мое любопытство неутолимо, я словно поглощаю дух времени. Для меня каждый день на счету, каждый день надо открывать что-то новое» - в этом он весь. Он может быть капризным и тщеславным, беспощадным к ошибкам окружающих, может вызывать восхищение, ненависть и усмешку одновременно, но ясно одно – он гений. А гении, как известно, могут быть неоднозначными людьми.

Кристина ЛАСТОВСКАЯ.

Расскажи друзьям